x

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Социальный аспект внедрения системы управления предприятием

Социальный аспект внедрения системы управления предприятием

В соответствии со своим назначением, внедрение системы управления предприятием может приводить к сокращению какого то количества рабочих мест. Но это чаще всего сотрудники низкой квалификации, основной работой которых было перемещение информации. В небольших фирмах иногда сокращают программистов, оставляя системного администратора. Но на крупных предприятиях отделам ИТ обычно находится достаточно работы: обучение новых сотрудников, консультации по работе системы, формулировка ТЗ на доработки и т.д. Гораздо больше проблем возникает при замене устаревшего оборудования на современные образцы, особенно на автоматические линии.

Поэтому вопрос о рабочих местах при внедрении систем управления вызван обычно другими проблемами. Действительно, компьютерная система делает "прозрачными" все информационные потоки, так что места для "хозяйственной" деятельности руководителей нижнего звена (впрочем, не только нижнего) уже не остается. Чаще всего именно этот момент и создает лобби против внедрения, на преодоление которого приходится порой тратить много времени и энергии.

Кроме указанной причины возникновения сопротивления, есть еще вот что: новые схемы работы требуют некоторого периода обучения. Крупное предприятие редко может позволить себе остановку всех, либо какой-то части подразделений. Поэтому обучение проходит параллельно работе, т.е. нагрузка на персонал практически удваивается (с учетом трудности усвоения новой информации). Это приводит не только к падению производительности труда, но и к недовольству обучаемых увеличением нагрузки. На все это наслаивается возможное падение зарплаты - если только руководство не позаботилось заранее накопить некоторые суммы на премирование за обучение. Но такое премирование раздражает уже руководство - так как добавляет новые расходы к стоимости системы. Да и сроки внедрения такой метод, несомненно, увеличивает.

Есть также и положительные моменты, которые могут проявиться даже на начальном этапе внедрения. Понятно, что система управления несет в себе потенциал более глубокого взгляда на существующий порядок. Абстрактные, трудно понимаемые идеи информационных технологий предстают в конкретном и понятном виде на рабочих местах, что делает возможным новый уровень понимания вопросов управления более широким кругом сотрудников. При удачном внедрении замечается и такой эффект - возрастает поддержка сотрудниками действий руководства.

Таким образом, система управления скорее способствует уменьшению количества злоупотреблений, сокращению числа конфликтных ситуаций в коллективе, созданию здоровой рабочей атмосферы, чем вызывает проблемы по трудоустройству. Стиль работы, в определенной степени задаваемый системой управления, меняет психологию многих категорий работников, и в этом, вероятно, состоит немаловажное положительное следствие внедрения.

Однажды начав процесс использования информационных технологий, уже сложно вернуться к старым способам; оценив компьютерные методы работы с информацией, предприятия с большей охотой воспринимают идеи систем САПР, и их интеграции в общую информационную среду. Но положительный опыт эксплуатации системы управления может также привести к крайности: идее избавления от человеческого фактора в максимальной степени.

В связи с этим, видимо, уместно отметить, что система управления лишь обрабатывает информацию о текущих процессах предприятия, а всю реальную работу, в том числе и ввод данных в систему, осуществляет человек. Опыт заводов автоматов показал, что наряду с отрицательными моментами, использование человеческого фактора позволяет сохранить гибкость производства. В рыночных условиях этот фактор является одним из самых главных. Поэтому кажется целесообразным развивать на предприятиях социальную защищенность, создавать условия для здорового образа жизни, что позволяет руководству получить в конечном счете поддержку персонала.